Мы думаем, что знаем своих детей. Их настроение, ход мыслей, их чувства и потребности. Но действительно ли это так, или мы видим то, что хотим видеть и что способны сами понять?
Внутренний мир ребёнка – это книга, которую сложно прочитать от корки до корки, а ведь, пропустив некоторые главы, мы рискуем потерять его доверие. Рискуем не понять своих детей и не помочь тогда, когда они будут особенно в этом нуждаться.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия – иными словами, «лечение творчеством» – это направление психотерапии, основанное на выражении себя через изобразительное искусство. Активное применение арт-терапия получила при работе как со взрослыми, так и с детьми. Причём именно маленькие пациенты охотнее идут на контакт, поскольку воспринимают сеансы как игру, не стесняются проявлять фантазию и раскрывать себя.
Арт-терапия преследует не только терапевтические (избавление от страхов, комплексов, повышение самооценки), но и воспитательные цели (развитие мелкой моторики, эстетического вкуса). Она помогает ребёнку обрести внутреннюю гармонию, указывает на скрытые конфликты в его отношениях с окружающими, родителями, на проблемы внутри семье.
Каким детям нужна арт-терапия?
Как правило, на такое творческое лечение направляют деток агрессивных, тревожных, гиперактивных или, наоборот, излишне замкнутых. Изобразительное искусство – будь-то живопись, лепка, оригами или что-нибудь ещё – раскрывает творческий потенциал ребёнка, помогает высвободить подавленные эмоции, объяснить причины внутренних проблем. А, зная их, специалист поможет малышу с ними справиться, подскажет родителям правильную тактику поведения и общения.
Как работает арт-терапия?
Основные выводы о психологическом состоянии своего маленького пациента грамотный арт-терапевт делает не столько во время беседы с ним, сколько оценивая результаты его творчества. В рисунке преобладают тёмные цвета – ребёнок переживает депрессию, усердно выводит грани треугольника – пребывает в конфликте (с родителями, окружением, самим собой), оставляет много пустого места на листе – страдает от заниженной самооценки. Тревожный знак, если, изображая семью, ребёнок нарисует себя слишком маленьким или стоящим в отдалении от остальных членов семьи. Такому малышу недостаёт родительского внимания.
Это лишь поверхностные признаки. Скажем, в рисунке во внимание принимается размер и пропорциональность главных персонажей, их взаимодействие между собой (если оно есть), нажим карандаша, цветовая гамма рисунка и т.д.
Помимо знания приёмов арт-терапии, специалист должен обладать определёнными личными качествами, уметь расположить к себе ребёнка. Чем доверительнее будут отношения между терапевтом и ребёнком, тем эффективнее будут занятия.
Как проходят занятия?
Арт-терапия бывает групповой и индивидуальной. Какой вид занятий предпочесть, зависит от решаемой проблемы. К примеру, коррекция психического здоровья малыша требует общения тет-а-тет. Долго концентрировать внимание на одном деле дети не могут, поэтому занятия длятся тем короче, чем младше ребёнок. Как правило, индивидуальный визит занимает от 15-ти до 60-ми минут. За это время ребёнку предлагается н арисовать (вылепить) что-либо на тему, которая так или иначе касается проблемы, влияющей, по мнению арт-терапевта, на поведение малыша.
Групповые занятия напоминают обычные кружки по изобразительному искусству. С тем отличием, что здесь детей не учат рисовать, а позволяют рисовать так, как они хотят и умеют, без правил и требований. Продолжительность таких занятий может достигать двух с половиной часов. Ребята успевают не только выразить задуманное на бумаге, но и рассказать об этом, увидеть результат работы своих сверстников. Происходит живое общение, обмен мнениями и эмоциями, такой необходимый для успешной адаптации детей в коллективе.
Когда речь идёт о преодолении страхов, за выполнением работы могут следовать и такие методы, как сжигание, выбрасывание, растаптывание – то есть уничтожение работы любыми способами. Как и сам процесс творчества, данные разрушительные действия также помогают ребёнку освободиться от негатива, поделиться чувствами, продемонстрировать свою власть над чем-либо.
Чем помогает арт-терапия?
Итак, по одиночке или в группе дети творят, затем могут прокомментировать то, что сделали, ответить на вопросы специалиста. Уже на этой стадии арт-терапевт может сделать определённые выводы о состоянии и мотивах поведения ребёнка. С детьми постарше эти догадки можно обсудить. В основном же, дальнейшая работа проводится с родителями. Специалист сообщает им про образы и символы, увиденные в детских работах, расшифровывает их, даёт рекомендации по дальнейшему воспитанию ребёнка.
Такие открытия невозможно сделать после разовой арт-терапии. Каким бы общительным ни был ребёнок, ему понадобится время, чтобы привыкнуть к новому человеку (врачу), довериться ему, захотеть общаться. Бывает, что первое время малыши охотно выполняют задание, но не хотят затем о нём рассказывать. Или вовсе отказываются что-либо делать, или изображают не то, что их попросили. Чтобы преодолеть эти барьеры, необходимы систематические встречи. В среднем, курс арт-терапии состоит из 10-ти занятий.
Если явных отклонений в поведении вашего малыша нет, просто возьмите себе на заметку основные приёмы арт-терапии. Рисуйте вместе, расспрашивайте ребёнка о содержании его работ. Это сделает вас дружнее и, при необходимости, позволит вовремя устранить возможные проблемы.
Опубликовать объявление о поиске подходящего кружка для ребенка или посмотреть имеющиеся предложения вы можете ЗДЕСЬ.
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.